Мало, кто знает, что две таких мощных сибирских реки – Обь и Енисей, протекающих в двух разных частях Сибири, все-таки смогли соединиться.
Наисложнейшее гидротехническое сооружение, построенное в конце XIX века в глухой сибирской тайге, смогло преодолеть вековую проблему. Таким образом, образовался канал, которые соединил между собой бассейны Оби и Енисея.
Обь-Енисейский канал или Кеть-Касский канал — это судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Канал соорудили в пределах нынешних Томской области и Красноярского края.
Обь-Енисейский канал являет собой уникальное инженерное сооружение, возведенное в болотистой тайге в конце XIX века.
Уже довольно давно существовала проблема транспортной связи запада и востока страны. В конце XVIII века возникла идея – соединить речную систему Оби с речной системой Енисея. Но средства для реализации этой задумки, появились только к 1882 году.
Ещё в 1797 году возникло предположение связать речные системы Оби и Енисея. В 1800, 1810 и 1814 годах посылалось несколько партий инженеров для исследования различных направлений соединительного пути, но, ввиду многих неудобств и дороговизны сооружений, все эти проекты были свернуты. В 1873 году енисейский купец Фунтусов выделил 8000 руб. для исследования выбранного им направления, где ныне устроен Обь-Енисейский канал; в 1875 году капитаном-лейтенантом Сидснером был осмотрел этот путь. Он описал его. В 1878 году на средства Александра Сибирякова вновь отправляется для исследования этого пути экспедиция, под начальством барона Аминова. Он и возглавил в дальнейшем строительство канала.
В те времена отсутствовали какие-либо инструменты для строительства в непроходимой местности, и, поэтому, канал фактически строился голыми руками. Строители соорудили десятки шлюзов и лопатами прокопали десятикилометровый соединительный канал. Сооружения Обь-Енисейского канала длилось немногим не малым около восьми лет.
Для прохода небольших судов канал был открыт в 1891 году. Дальнейшие работы по строительству приостановили по различным причинам. Первая из них – это, конечно же, нехватка финансов. А вот вторая, стала причиной первой. Если обратиться к истории, то в одно и то же время со строительством канала была запущена Сибирская железная дорога – мощный участок Транссибирской магистрали. Ну, а третья причина была очень печальной. Мирные планы развития страны разрушила Первая мировая война. Хотя, еще в 1911 году планировалось расширение канала.
В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на своих речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы были настолько узкими, что солдатам пришлось разрушить и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.
Во второй год Великой Отечественной войны по каналу провели из реки Енисей в Обь три колёсных парохода: «Капитан», «Пограничник», «Механик», а также катер «Газоход-24». Но не все прошло гладко, при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.
Сегодня канал заброшен и основу местного население по его берегам составляют староверы-беспоповцы. Они переселились в эти места в 1930-е, спасаясь от преследования советской власти.
Но иногда канал оживает. Он используется туристами-водниками.
В 1990 году на экранах Красноярского телевидения появился фильм о канале под названием «Заброшенный канал».