Город Барнаул в Алтайском крае находится на берегу реки Обь. Данный факт подразумевает собой, конечно же, наличие в городе речного порта.
Барнаульский речной порт – речной порт, расположившийся на берегу реки Оби неподалеку от устья реки Барнаулки.
До середины XIX века движение судов и лодок по реки Обь в районе Барнаула было совсем незначительным. Но положение изменилось с появлением пароходов. Самый первый пароход появился в этом районе в 1854 году. Это был пароход «Ермак» томского купца Хаминова. Позже, в 1889 году барнаульские пароходчики Функ и Щербаков приобрели самый крупный по тем временам в Обь-Иртышском бассейне пароход «Заметный». Мощность судна составляла 240 лошадиных сил.
В 1855 году между Уралом и Сибирью сложился железнодорожно-водный транспортный путь. Произошло это, благодаря строительству железной дороги Екатеринбург-Тюмень.
В 1897 году была издана первая лоцманская карта Оби, затем введена сигнальная и судоходная обстановка на реке.
С 1890-х годов в Бобровском Затоне разместились ремонтные базы судов.
Из Барнаула отправлялось зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но масштабы грузовых и пассажирских перевозок выросли в несколько раз после пуска в 1896 году железной дороги Челябинск-Обь. Всего за шесть лет (1904-1910 годы) среднегодовой грузооборот барнаульской пристани составил 5,7 млн пудов, а вот уже в урожайные годы этот показатель возрастал до 7-9 млн пудов.
РЕКЛАМА: Супер быстрая подача объявлений. Доска бесплатных объявлений Пенза.
На берегу Оби в это время уже размещалось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских, а также тюменских компаний. Между барнаульской пристанью и другими пристанями Оби курсировало 39 пароходов, барж и больших лодок.
Обострение конкуренции между алтайскими и тюменскими компаниями привело к тому, что произошло объединение барнаульских и новониколаевских пароходчиков в монополию , которая носила название «Соединенная пароходная компания». Ее общий капитал составил 1,5 мл. рублей.
В 1915 году была построена Алтайская железная дорога. Она же и взяла на себя часть грузов и пассажиров. В результате этого уменьшилось значение речного порта в Барнауле.
К прежним объёмам перевозок вернулись лишь в 1950-е годы. Тогда и начали появляться новые теплоходы, береговые и плавучие краны. Была улучшена судоходная обстановка в районе порта. Главное – была создана база для зимовки судов, носящая название «барнаульский ковш».
В 1980-е годы ежегодный грузооборот порта составлял 4,7 млн тонн, пассажироперевозки составили 1,5 млн человек.
В 1985 году было построено современное здание речного вокзала. В состав предприятия входили: 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы.
Но уже в 1990-х годах объёмы грузовых и пассажирских перевозок резко упали. Огромное число судов стало не пригодно к эксплуатации.
Сегодня же теплоходы Барнаульского речного порта осуществляют пассажирские перевозки внутригородского сообщения: Речной вокзал-Зелёный клин, Речной вокзал-Затон; и пригородного сообщения:Барнаул—Рассказиха, Барнаул—Кокуйское, Барнаул—Бобровка. Кроме этого, также осуществляются прогулочные рейсы по акватории Оби. Часовая прогулка туда и обратно подарит ощущения комфорта и умиротворенности, ведь с палубы теплохода всегда можно полюбоваться окружающими красотами, развеяться и отдохнуть.
Грузовые перевозки в основном представлены сыпучими строительными материалами — это песок, щебень, гравий и многое другое.
Барнаульский речной порт находится по адресу: г. Барнаул, ул.Пушкина, 1