Россия — это мощная военная и морская держава. Подвиги ее героев-защитников известны по всему миру. Недаром наша страна славилась и славится своей мощью на воде. Российский флот – это наша мощь и слава.
И не было бы такого морского города, где бы ни был бы установлен памятник героизму воинов-моряков.
Кроме скульптур воинов, в разных городах России поставлены на вечную стоянку, в память о героических и знаменательных событиях, военные корабли, ледоколы, речные пароходы. Установленные у своих пожизненных причалов, старые суда, словно пришельцы из прошлого. Они органически вписываются в городской ансамбль, и становясь как бы символом города.
У всех на слуху Черноморский, Тихоокеанский, Балтийский флоты. Но, если спросить ребенка, каждый назовет город, относящийся к той акватории, в которой базируется, например, Балтийский. В этих городах-базах из портов ни раз на боевое задание уходили сотни, а может и тысячи кораблей, ставшие потом навсегда легендой, или вернувшиеся со славной победой.
Так вот невозможно представить город-герой Ленинград (ныне Санкт-Петербург) без крейсера «Аврора », а Владивосток — без «Красного вымпела», первого корабля Советского Тихоокеанского флота, и легендарной подводной лодки «С-56». Если будете в Волгограде, то Вам обязательно покажут пароход «Гаситель», прославившийся в Сталинградской битве. А вот наш сибирский город Красноярск ассоциируется, конечно, со «Святым Николаем», именно на нем отправился из Красноярска в Шушенское в 1897 году Ленин, сосланный в Восточную Сибирь.
В год последнего десятилетия XX века флотилия мемориальных судов и кораблей пополнилась еще одним своим «братом»- ледоколом «Ангара». 5 ноября 1990 года из отреставрированный и помолодевший, некогда служившего на благо российской и советской армии, ледокол был превращен в корабль-музей. он занял свое место у специального пирса в микрорайоне Солнечный г. Иркутска.
«Ангара» — это паровой ледокол российского и советского флотов. Является одним из пяти суден дореволюционной постройки. Его уникальность в том, что «Ангара» — самое старое из сохранившихся суден такого типа в мире.
Но жители Иркутска не за это чтят свой родной ледокол.
«Ангара» была спущена на воду 25 июля 1900 года в селе Лиственичном. Сюда она была доставлена в разобранном виде из Ньюкасла, где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». Заказчиком данного судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Зачем нужны были эти суда?! Оба ледокола предназначались для обеспечения паромной переправы железнодорожных составов через озеро Байкал. Паром предназначался, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Функция ледокола «Ангара» заключалась в том, что он был необходим для прокладки пути во льдах для парома «Байкал». «Байкал» же в свою очередь не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До того, как была построена железная дорога, в 1906 году «Ангара» и «Байкал» совершали регулярные рейсы через Байкал. Позже случились неприятности. Из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.
В 1916 году паром вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на Кругобайкальской магистрали. После Великой Октябрьской революции пароход был национализирован. Его переоборудовали для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами. «Ангара» совершала рейды по уничтожению чехословацких войск на берегу Байкала. Осенью 1918 года, когда власть была сосредоточена в руках белых, «Ангара» вновь вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.
6 января 1920 года, когда «белые»совершили бегство, на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы г. Иркутска.
С возвращением красных в конце весны вновь на Байкал, «Ангара» опять сменила хозяина. Она вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.
В конце декабря 1929 годаледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и чуть не затонул.
В1931—1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно подверглось капитальному ремонту. Второй капремонт «Ангара» должна была пройти в мае 1941 года, но его не произошло. В связи с началом Великой Отечественной войной, он был отложен. Во время войны «Ангара» перевозила баржи с рыбой, и ходила до 1949 года. Потом уже ледокол был поставлен на второй капитальный ремонт. Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только спустя одиннадцать лет. Однако, спустя два года, зимой 1962 года, пароход исключили из состава флота в связи с моральным износом. До 1967 года судно находилось в отстое, потом оно было переведено в Иркутское водохранилище, там оно использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола. «Ангару» должны были разрезать на металл, но этому помешало только то, что судно село на мель при переводе в порт. Судьбоносное событие. Ледокол находился в полузатопленном состоянии до 1987 года.
В этот же год по инициативе ВООПИиК было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года произошло торжественное открытие.. «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный.
Существуют планы организации на базе «Ангары» музея «Ворота на Байкал».
Что еще нужно судну, прожившему такую долгую жизнь? Это опустить якорь в родном порту и обрести вечный покой в его же водах.