Беляны - громадные лодки, которые ходили по Волге – Это Сибирь!
Loading...
Статьи

Беляны — громадные лодки, которые ходили по Волге

Беляны — это гигантские лодки, ходившие по Волге. Их уникальность в том, что деревянные суда совершали всего лишь одно плавание вниз по Волге, а после его завершения разбирались.

Беляны как способ переправы леса по реке

Лесозаготовкой в России занимались много веков. И данная сфера деятельности была одной из наиболее популярных в стране. Но так как в прошлом не было железных дорог и автомобилей, необходимо было находить пути переправки леса в другую часть страны. Оставался водный путь. И находчивые строители смогли превратить сами корабли в дерево. Вот так и появились беляны, перевозившие с одной стороны брус, а с другой – сами были этим брусом.

Источник фото: https://aif-s3.aif.ru/images

Строительство белян осуществлялось в местах, где происходила заготовка леса. Было это в верхнем течении Волги и Камы. Лесозаготовка велась обычно зимой, а летом начинали строить лодки. И это строительство велось всё лето. А когда наступала осень, баржи, груженные деревом, отправлялись в своё первое и последнее плавание по реке.

Беляна в пункте назначение - Астрахани. Источник фото: https://cdnimg.rg.ru/

Пунктом назначения белян чаще были Царицын, Саратов или Астрахань. По приходу корабли разгружали, а сами беляны разбирали. А дальше брус с них отправлялся на деревоперерабатывающие заводы. Так поступали до начала 20-го века.

Деревянные контейнеры из прошлого

Беляны строились разных размеров. На строительство одной такой средней плоскодонной лодки уходило примерно 450 брёвен сосновых и еловых. Строили их первоначально без гвоздей, связывая брёвна друг с другом. Лодки также не смолили, и по этой причине они имели белесый свет. Именно поэтому они получили название – беляны.

О размере барж известно, что некоторые из них были очень большими – около 120 метров в длину. Перевозили некоторые из них более десяти тонн. Такой объём можно сравнить с современным грузовым контейнером.

Макет беляны. Источник фото: https://artefact.culture.ru/

Грузом, который везли беляны, была древесина – брёвна, балки и доски. Распределялся груз рядами. При этом оставался доступ ко дну судна на случай, если вдруг прорвётся его дно. Дерево укладывалось с умом, так как правильно уложенный брус хорошо просыхает и не гниёт.

На палубу устанавливали избушки, служившие каютами для экипажа. Соединялись они мостом, где сидел лоцман. Сами лодки были украшены российским флагом и флагом купца.

Прибывшие в пункт назначения, беляны разбирались с последующей перевозкой дерева на завод. А избушки, служившие каютами, продавали.

По Волге беляны ходили на протяжение долгого времени. Снижение спроса на древесину стало происходить только после того, как корабли в своём большинстве стали заправляться горючим топливом. Окончательное строительство белян прекратилось после строительства железных дорог, когда по рельсам лес стало перевозить дешевле.