Хакасская музыка – Это Сибирь!
Loading...
Искусство СибириХакасия

Хакасская музыка

Хочешь поближе познакомиться с народом, окунуться в его быт и понять суть его души, тогда обратись к музыке. Еще древними было доказано, что музыка, в аналогии со словом, способна объединять людей с разными мировоззрениями и даже повести за собой полки.
Кроме музыкальных инструментов народов мира, ничто не сможет передать всю радость и печаль своей нации. Поэтому, если ты волынка – это для нас знакомство с Шотландией, а бандура – это Запорожские казаки. Чтобы на несколько секунд окунуться в  жизнь армянского народа, достаточно услышать несколько нот дудука. А вот с нашей страной у всех ассоциируется прекрасная балалайка, отражающая всю широту русской души и, являющаяся символом знаменитого русского фольклора.
Но не все знают, что колорит народного творчества нашей русской земли  создают  различные музыкальные инструмента. Сегодня не каждый знает, что в республике Хакасия были изобретены уникальные и удивительные музыкальные инструменты, аналогов которым нет во всем мире.

музыкальный хакасский инструмент
музыкальный хакасский инструмент источник: сибирь-инфо.рф

Хакасская народная музыка просто  неповторима по своему репертуару, вокализму, музыкальным инструментам. Ее истоки берут свое начало еще  в глубокой древности. И совсем не случайно  территории Хакасии, на стоянке Малая Сыя,  был обнаружен один из древнейших музыкальных инструментов – флейта. Ее возраст составляет около 35 тысяч  лет.  У предков хакасов было развитое музыкальное творчество, о чем свидетельствуют в средневековье  историко-географические китайские, арабские и персидские летописи, а также фольклор современных народов Саяно-Алтая.

Хакасские музыкальные инструменты
Хакасские музыкальные инструменты Источник:http://nhkm.ru/ru/page-of-history/traditional-culture/music

Музыка хакасского народа — это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы можем услышать отголоски судеб многих поколений нашего края – это величие героических побед, печаль утрат и поражений, а также  лирических отношений между мужчинами и женщинами.
В традиционном хакасском обществе человек жил в постоянном окружении с музыкой: и в радости, и в печали. Сегодня модно говорить, что каждый мужчина  должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А в прошлом этого народа каждый хакас должен был оставить также и свою собственную песню среди потомков. Так и пополнялся их песенный запас.  Самые выдающиеся исполнители всегда были желанными гостями на всех  мероприятиях. Известный исследователь хакасской музыки А.А. Кенель писал: «Сказочники и певцы везде принимаются с почетом, ни одно мало-мальски важное дело не обходится без их участия. Их зовут на свадьбы, похороны, вечеринки, везде, где собираются ввиду старинных обычаев хакасы посидеть вместе, отметить то или другое событие в жизни семьи, рода, племени. А обычаев много, идущих из седой древности».
Так чем же все-таки интересны хакасские музыкальные инструменты?
На сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных инструментов: струнно-щипковые, смычковые, ударные и духовые.Главными инструментами являются хомыс и чатхан, согласно историческим справкам они  появились в долине Среднего Енисея, не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа. А это тагарская и таштыкская культура. Исследователь П.Е. Островских отмечал в конце XIX века, что хомыс имелся  практически в каждой юрте, чатхан встречался чуть реже.
Известно, что хакасы — это полукочевой народ. Выросли они в степях, привыкли заниматься скотоводством и охотой. И вот в последнем роде деятельности, им очень помогали музыкальные инструменты, которые имитируют звуки, издаваемые животными.

Хакас на охоте
Хакас на охоте источник: сибирь-инфо.рф

Один из таких инструментов – Пыргы. Это народный духовой инструмент.  Выглядит он, как обычная дудка, только обтянут шкурой, а длина его составляет 50-70 см. Звучание у него самое особенное.  Исполнитель не дует в инструмент, а наоборот, втягивает через него в себя воздух. Получается необыкновенный звук, напоминающий крик самки благородного оленя. Пыргы используют в качестве манка, во время охоты.
Хобрах- это духовой инструмент, наподобие флейты. Обычно он выделывался из растений, имеющих полый стебель. Его светлое и лиричное звучание всегда скрашивало песенные и танцевальные мелодии.

Хобрах
Хобрах Источник:http://nhkm.ru/ru/page-of-history/traditional-culture/music

Так же, очень интересным и необычным  хакасским инструментов является Хомыс. Он относится к семейству струнных. По своей форме напоминает лютню.  Да и по звучанию, они  практически схожи. На хомысе можно исполнить сольные, ансамблевые и даже оркестровые партии.
Музыка являлась также неотъемлемым атрибутом при обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Игра на хомысе или чатхане сопровождала многие религиозные действия, и это облегчало взаимопонимание людей и высших сил.
По хакасскому мировоззрению, между человеком и вещью, им изготовленной, существовала некая  энергетическая связь. Музыкальные инструменты вообще считались живыми. Вот, например, певец-хайджи перед тем, как начать исполнение, символически угощал чатхан чаркой с вином, чтобы сердце и голос инструмента не исчезли и жили с ним на протяжении всей песни.
Чатхан затмевает абсолютно все музыкальные инструменты хакасов по звучанию. Чатхан – это, словно русские гусли. Он является наиболее древним, любимым и распространенным музыкальным инструментом среди народов хакасской земли. Его возможно использовать, как оркестровый и ансамблевый инструмент. Чатхан используют, как сопровождение, рассказывая легенды и героические сказания. Чатхан является обязательным спутником исполнителей хакасского эпоса.
С чатханом  также неразрывно связано горловое пение хакасов — хай.

Чатхан
Чатхан Источник:http://nhkm.ru/ru/page-of-history/traditional-culture/music

Горловое пение считалось даром горных духов. Говорили, что тот человек, что был наделен этим даром, считался посвящены. И только  при исполнении героического эпоса  мог использовать свой божественный дар.
Самих музыкальных произведений у хакасов насчитывается несколько видов. Выше мы уже  упоминали  о героических сказаниях, занимавших важное место в музыкальном творчестве хакасов. А теперь мы хотим отметить ыр и тахпахи.
Ыр (сарын) —  это лирические произведения, основным содержанием которых являлись человеческая судьба, Родина, природа, взаимоотношения людей и т.д. Отмечается, что каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей жизни. В песенном жанре в основном придерживались начальной аллитерации и параллелизма построения фраз.

Хакасский музыкант
Хакасский музыкант http://nhkm.ru/ru/page-of-history/traditional-culture/music

В отличие от многих других народов у хакасов очень мало песен о. Вот такой вот парадокс, когда все пытаются писать песни ради этого чувства, у хакасского народа – это считалось неким табу. Возможно, потому что открытое проявление чувств считалось слабостью недостойной мужчины, и поэтому не очень то уж и  приветствовалось.
Тахпахами назывались короткие четырехстишия, близки по своей форме и значению и японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силу и красоту природы — цветение трав, журчание ручьев, величие гор, быстроту течения реки, а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к данной ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи.

Хакасский ансамбль
Хакасский ансамбль http://nhkm.ru/ru/page-of-history/traditional-culture/music

К последней четверти ХХ в. традиционное музыкальное творчество хакасов практически было на грани  утраты. Навсегда  из жизни ушли  хайджи, знатоки старинных песен и тахпахов. Но, в конце 1990-х гг. в хакасской среде произошел значительный подъем интереса к национальной музыке. Были возрождены и вновь образованы национальные ансамбли, которые пользуются успехом сегодня не только на Родине, но и далеко за ее пределами: в крупнейших городах США, Японии, Австрии, Швейцарии, Польше, Турции и других странах. При музыкальных школах и в Хакасском государственном университете были созданы специальные отделения, преподающие хакасскую музыку. Большую роль в развитии хакасской музыкальной культуры сыграла мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Поэтому, можно констатировать сей факт, что хакасская музыкальная культура жива, живет и будет развиваться еще в очень далеком  будущем.