На путешествие из Москвы до Владивостока до появления Транссиба отваживались немногие путешественники. И такой путь в конце 19 – го века был нескончаемым. Известно, что в то время железная дорога кончалась на Урале. А потому в Бузулук добирались через Самару или Оренбург. А если нужно было попасть в Челябинск и Екатеринбург, путь лежал через Казань, а затем Пермь. На этом железная дорога приходила к своему финишу. Далее оставался один маршрут по имперскому почтовому большаку №20.
Как добирались?
Смельчаки, отважившиеся отправиться в столь долгое путешествие из Москвы до Владивостока, вынуждены были передвигаться на утомлённых лошадях неделю за неделей. Начиная от Урала, после долгого пути пересекали Томскую губернию, далее – Енисейскую и Иркутскую. Затем путь лежал через Забайкалье. Долгое и утомительное путешествие имело одно, но очевидное преимущество – неспешное созерцание красоты бескрайних просторов.
После нескольких дней путешествия после Читы виднелась колокольня города Сретенска, после чего ожидалась скорая встреча с берегами Шилки, а затем и Амура. В летнее время путешественники добирались до пристани, от которой на теплоходе «Агунь» добирались до Благовещенска. На пристани путники отдыхали, и в местном буфете могли отведать амурской рыбки. После этого пересаживались на пароход, направляющийся до Хабаровска. Восемь дней пути продолжалось такое путешествие.
После Хабаровска большинство путешественников продолжали путь на другом пароходе, который двигался по реке Уссури и озеру Ханка к порту Камень – Рыболов. И уже оттуда до Владивостока оставалось 200 вёрст конного пути. Таким образом, путь от Москвы до Владивостока включал 8500 вёрст от Урала, при этом три тысячи составлял водный путь.