Как строили железнодорожный мост через Енисей – Это Сибирь!
Loading...
История СибириПро Сибирь

Как строили железнодорожный мост через Енисей

Енисейский мост
Открытие железнодорожного моста через Енисей
Открытие железнодорожного моста через Енисей

В 1895 году началась подготовка строительства железнодорожного мостового перехода через реку Енисей. Торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор состоялась в 1896 году. В рекордные сроки была завершена стройка. Движение по мосту было открыто в 1899 году.

Автором проекта железнодорожного моста через Енисей стал профессор Московского Императорского технического училища Лавр Проскуряков. А строительные работы осуществлялись под руководством инженера – техника Евгения Кнорре выпускника Берлинской технической школы и Цюрихского политехнического техникума.

При грандиозной стройке железнодорожного моста через Енисей непосредственно работало более двух тысяч человек. В то же время вместе с помощниками эта цифра была равна десяти тысячам человек. Имеющий опыт возведения мостов через Волгу и Днепр, инженер Кнорре разработал и применил впервые некоторые инновации. Среди новых методов – сборка больших ферм на берегу с последующей продольной надвижкой многотонных конструкций на опоры. Работы проводились зимой, когда река была скована льдом. В процессе работы применялись точечные цилиндрические ролики, которые были заложены между рельсовыми путями.

Постройка моста
Постройка моста

Уникальным фактом при сооружении железнодорожного моста через Енисей является то, что металлические конструкции пролётов соединялись заклёпками и не имели ни одного болта. Опытные мастера ковали заклёпки в кузницах прямо на берегу. Для облицовки опор моста использовали гранит, добываемый на берегах Бирюсы. Приглашенные из Италии мастера – каменотёсы занимались обтёсыванием.

При сооружении опор моста на многометровой глубине реки также возникали проблемы. Дело в том, что железо для изготовления свай приходило с Урала с опозданием, и поэтому инженер Кнорре опять внедрил новинку. По его проекту сваи стали сооружать из дерева. Своей надёжностью они ничуть не уступали металлическим при более низкой стоимости. Этот метод в дальнейшем применяли и при сооружении других мостов.

Деревянный подвижный кран
Деревянный подвижный кран

В эксплуатацию мост был введён 28 марта 1899 года. Днём раньше было проведено испытание моста. Талантливый инженер Евгений Кнорре написал книгу о своём детище, которая была издана небольшим тиражом.

Енисейский мост
Енисейский мост