Сталь проходит испытание холодом в условиях Крайнего Севера. При пониженных температурах за счёт охрупчивания металла произошли крупные аварии. В частности, произошли разрушения железнодорожных мостов в Бельгии, ФРГ и Канаде.
Происходили также разрушения крупных резервуаров для хранения нефти, газопроводов и грузовых судов. В решении данной проблемы приняли активное участие советские учёные и инженеры. Известно, что некоторые сорта стали и обычное железо при температурах до минус сорока градусов становятся хрупкими и трескаются. Поэтому особенно важными стали рекомендации специалистов о подготовке особых марок стали. Были проведены исследования, которые показали, что хрупкость стали при сильных морозах позволит ликвидировать добавка циркония. Стало очевидным, что создание стали сохраняющей прочность при низких температурах возможно.
На Череповецком металлургическом заводе производят сталь, которой не страшны морозы. Используется метод разработанный профессором Ленинградского механического института С. М. Баранова. Произведённую таким методом сталь используют для изготовления труб газопроводов, прокладываемых в Заполярье. Морозостойкая сталь получила название – «Северянка».
Низколегированные стали широко используются в современной технике. Но пластичность низколегированной стали резко ухудшается при низких температурах. Созданием высокопрочной и высокопластичной стали. Не теряющей своих свойств при низких температурах, занялись сотрудники Донецкого государственного университета и
Уральского научно – исследовательского института черных металлов. Они создали высокопрочную и пластичную сталь, которая пригодна для изготовления ходовой части и автосцепки грузовых вагонов. Помогли в данной ситуации добавки ванадия. Уголок равнополочный из таких металлов тоже изготавливается.
Специальное оборудование в «северном исполнении» готовится теперь для арктических широт Крайнего Севера.