Кругобайкальская железная дорога — История, факты

Кругобайкальская железная дорога получила это название, которое использовалось во время строительства, а также в первые годы эксплуатации участка Забайкальской железной дороги от станции Байкал до Мысовой. Протяженность этого участка составляет 260 км. Сейчас под этим названием понимают тупиковый участок от станции Слюдянка до станции Байкал. Таким он стал считаться с 1956 года. Что значит «тупиковой участок»? Если мы вспомним о масштабном строительстве транспортной артерии страны, о строительстве Транссиба, то начнем догадываться. Специалисты в строительстве железных дорог объяснят так: это ответвление от современного хода Транссибирской железнодорожной магистрали.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

До 1949 года по всей Кругобайкальской железной дороге когда-то проходил основной ход Транссибирской магистрали. Одна из его частей – от станции Иркутск – Сортировочный до станции Слюдянка-II была переведена на новый построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска до южной конечности озера Байкал.

После ввода дублирующего участка жд линия Иркутск-Слюдянка через поселок Байкал потеряла свое назначение. В 1956 году участок Иркутск-Сортировочный – поселок Байкал, который проходил по левому берегу Ангары был разобран. А двумя годами позднее полносью затопится после строительства Иркутской ГЭС. Именно в процессе захвата близлежайших территорий водами Иркутского водохранилища, будет затоплен участок от поселка Байкал дл Слюдянки, после чего он превратится в тупиковый.

Считается, что именно участок, проходящий вдоль южной оконечности озера Байкал по южной части Олхинского плато от города Слюдянка до посёлка Байкал неповторимым памятником героического инженерного труда и искусства.

Перед тем, как дать Кругобайкальской железной дороге жизнь, проводились дополнительные исследования, геологическая разведка. Он продолжались на протяжении четырех лет. Весной 1898 император Николай II подпишет указ о проведении дополнительных изысканий и начале строительства дороги летом 1899 года. Руководил геологоразведкой профессор И.В. Мушкетов. Подведя итог изысканиям было предложена два пути развития дороги: первый вариант подразумевал строительство по долине реки Иркут; второй же был несколько альтернативней – строительство должны было простираться по берегу озера Байкал.

Профессор Мушкетов высказывался по поводу этих двух вариантов не очень то положительно. Он говорил, что если рассматривать эти два варианта строительства с что с геологической точки зрения: «по первому впечатлению оба эти варианта кажутся невозможными для проведения дороги».

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

До строительства на Кругобайкальского участка поезда курсировали только от Иркутска до станции «порт Байкал». Далее необходимо было переправляться по воде через огромный Байкал на станцию Мысовая. Для целей переправы были построены два ледокола «Байкал» и «Ангара». А вот зимой 1904 года рельсы были положены прямо на байкальский лед. Вагоны по одному переправляли конной тягой с западного берега Байкала на восточный.

Первый путь железной дороги был проложен к началу сентября 1904 года. Строительство продолжалось всего каких-то 2.5 года. Такая скорость строительства была связан с начавшейся русско-японской войной. В 1903-1904 гг. на строительстве Кругобайкалки было занято более 13 тысяч рабочих. Второй путь был введен в эксплуатацию в 1911-1915 гг. Первый поезд, прошедший от Слюдянки до порта Байкал, был поезд министра путей сообщения князя М.И. Хилкова.

В первые годы жизни Кругобайкалку очень часто называли Золотой пряжкой стального пояса России. Прилагательное «Золотой» здесь правильно применено потому, что очень не дешево обошлось стране строительство этой дороги, а также за результат. Ведь дорога радовала изящными великолепными инженерными решениями. А «пряжкой» называли потому, что была Кругобайкальская железная дорога являлась финальным звеном в Транссибе.

Строительство кругобайкальского участка и сегодня влетело бы в копеечку.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

Безобразные бетонные опоры ЛЭП вовсе не уродовали берег Байкала в районе Кругобайкальской дороги,ведь инженеры предусмотрели многое. Сначала электрический кабель был проложен вдоль полотна в специальных лотках, а вот уже в 90-е годы XX столетия поставили столбы. Вот здесь уже можно было говорить, что гармония слияния инженерного искусства с красотой природы была нарушена.

На протяжении всех 85 километров Старой Кругобайкальской железной дороги сохранилось огромное множество памятников инженерного искусства, которые очень органично вписали в береговой ландшафт Байкала: 39 тоннелей, 16 галерей, около 470 водопропускных сооружений — мостов, виадуков, труб, около 280 подпорных стенок.Общая длина тоннелей составляет десятую часть длины Старой дороги. Это где-то 8,5 км.

Полюбоваться красотами на Кругобайкалке лучше осенью. Ведь Осень- королева года здесь. Багряно-желтые леса замирают в тишине, как будто предчувствуют пору, когда нужно скинуть листья. Голубое спокойное небо в гармонии сливается с непокорной синевой могучих волн. Туристов осенью не очень то и много, и можно вдоволь релаксировать в загадочных пространствах Кругобайкалки.