Старообрядческая община возникла на Руси в середине 17-го века. Старообрядцы не приняли новые религиозные реформы патриарха Никона и решили отделиться. Несмотря на то, что они все же являлись русским народом, внутри общины активно формировались конфессионально-этнические анклавы. Их нравы, привычки, а также обряды существенно отличались от других.
В начале 20-го века на территории Российской Империи насчитывалось порядка 4,5 миллионов приверженцев старообрядческой церкви. По некоторым данным, сегодня в России проживает около 2-х миллионов старообрядцев.
Как старообрядцы сами себя именовали?
После раскола, произошедшего из-за реформ Никона, верующие стали называть старообрядцев «раскольниками» или «староверами». Но такие термины не принимали старообрядцы, поэтому именовали себя не иначе как «православные христиане», а исповедуемую веру – «правой верой». В наше время прижились названия «староверы» и «старообрядцы».
Течения старообрядцев
Поскольку движение старообрядцев не признавалось властями, их общины существовали подпольно. Спустя некоторое время внутри движения произошло разделение на несколько десятков групп и общин, правила которых были различны. До наших дней сохранилось лишь несколько старообрядческих направлений.
Сегодня самой значимой является Русская православная старообрядческая церковь, которая также носит название Белокриницкая иерархия. Она была основана в Австро-Венгрии в середине 19 века. Возглавляет ее митрополит Корнилий. Во множестве городов РФ находятся общины РПСЦ.
Другим значимым направлением считается ДПЦ – Древнеправославная поморская церковь. В этой церкви действует «беспоповская» система, то есть существуют духовные лидеры, именуемые «наставниками», а не священники. Соблюдая свои традиции и обряды, они при этом признают Московского патриарха.
Расселение старообрядцев
Пребывая в гонениях от царского правительства, вначале старообрядцы селились как можно дальше от власти: в удаленных города Севера, Сибири, Прибалтики и на окраинах страны. С ослаблением преследований, общины начали расселяться и в центральной части страны. Также они обосновались и за границей: в Румынии, Турции, Канаде и других странах. Те старообрядцы, что уехали за рубеж, по-прежнему чтят уклад и традиции церкви и говорят на родном языке. Центр старообрядчества России – община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве.