Нганасаны — коренной самодийский народ в Сибири: чем он интересен? – Это Сибирь!
Loading...
Народы Сибири

Нганасаны — коренной самодийский народ в Сибири: чем он интересен?

Нганасаны (ня, тавгийцы) – коренной народ севера Красноярского края. Живут на территории полуострова Таймыр, его центральной части. Общая численность народа в стране по данным переписи населения 2010 года составила 862 человека. В Красноярском крае живёт 807 человек.

Подразделяются нганасаны на западных – авамских, и восточных – вадеевских. Центром западных нганасан являются посёлки Усть – Авам и Волочанка Дудинского городского поселения. У восточных центральный посёлок Новая Хатангского сельского поселения. Главными различиями являются фамильный и родовой состав, диалектные особенности языка.

Этноним «нганасаны» был введён в 1930 – е годы. Образован он от «нганаса» — человек, мужчина. А в литературе дореволюционной эпохи были известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды, или просто самоядь.

Нганасаны, пос. Усть-Авам, Таймыр, 1988 г. Источник фото: https://ic.pics.livejournal.com/

Нганасанский язык относится к самодийской группе уральской семьи. Существуют авамский и вадеевский говоры.

Нганасаны являются потомками древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита. Имеются данные, что говорили они на неизвестном языке. Также известно, что в средние века нганасаны подвергались тунгусскому, а в дальнейшем самодийскому влиянию. К 17 – 18 векам нганасаны сложились как этнос из нескольких племенных групп – пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и других. К приходу русских нганасаны говорили на самодийском языке.

Образ жизни

Кочевой образ жизни нганасаны вели до середины 20 – го века. Традиционное занятие народа – охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц.

При транспортном характере оленеводства существовали различные типы нарт, среди которых были тёплые, лёгкие, несколько видов грузовых, и женские. Домашнее оленеводство практически исчезло с переходом к оседлости и увеличением популяции дикого оленя.

Нганасаны в наши дни. Источник фото: https://www.finnougoria.ru/

В наши дни промысловое значение охоты и рыболовства сохраняется для малой части народа. А большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных посёлках. Большая часть народа с середины 20 – го века стала селиться в посёлках и жить в домах. Лишь в нескольких семьях сохранились чумы.

Одежда

Материалом для одежды нганасан служили оленьи шкуры. Они украшались аппликацией из меха разного цвета. Основу мужской одежды составляла глухая малица белого цвета. А в мороз поверх неё надевали сокуй с капюшоном. А женская одежда состояла из распашной парки и ровдужного комбинезона с нашитыми на груди металлическими бляхами. Белую шапку – капор с опушкой из черного собачьего меха надевали вместо капюшона. Одежда была украшена аппликацией с геометрическим орнаментом. По ним можно было определить социальный статус носителя.

Национальная кухня

В национальной кухне нганасан основу составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Распространены были вяленое мясо и рыба, заготавливаемые впрок. От русских были заимствованы чай, табак, мука, из которой изготавливали лепёшки. Лакомством считались лепёшки из муки с икрой. В наши дни национальные блюда по – прежнему составляют основу питания нганасан.