Говорят, что стены помнят и хранят многое. Возможно они — это сундуки, в которые помещены тайны целых эпох, легенды целого народа.
В исторической части Иркутска находится римско-католический костел, который может рассказать сегодня рассказать одним своим видом всю историю существования польского народа в Сибири.
Католический приход был основан в городе Иркутск еще в 1820 году и включал в себя более 1400 прихожан. Львиную долю из них составляли поляки, которые были сосланы после восстания на родине в Сибирь. Вот поэтому, в народе Церковь Успения Девы Марии так часто называют Польским костелом.
В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не пользовались такой известностью, как иезуиты. Но все-таки, им удалось оставить заметный след в истории Иркутска.
Именно бернардины добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.
Для строительства было необходимо место. Его католическая братия купила у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Костел строился исключительно на пожертвования прихожан.
Усадебное место было выбрано совсем недалеко от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора.
Строительство Польского костёла завершилось к концу 1825.
Костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже будет возведен современный каменный костёл Успения Девы Марии. Церковь , к которой были пристроены с обеих сторон флигеля для квартир священников, имела квадратную фигуру. Площадь новостройки занимала 64 кв. саж. Фундамент под костёлом и кельями был каменный, а вот стены деревянные. Они были обиты досками. Портик главного фасада был выдержан в стиле классицизма.
Но, к сожалению, деревянное здание погибло в печально знаменитом иркутском пожаре 1879 года.
Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила глав местной католической общины к принятию решительных мер. Деятельность по собиранию средств на строительство нового храма развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал тогда в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.
Архитектором нового здания костела был назначен известный иркутский архитектор Ю. Тамулевич. Мастер не стал придумывать что-то новое, а взял за основу стиль старого здания. Скажете вы, и что за архитектор такой, что ничего нового не придумал. Но Тамулевич задумал сделать новое здание польского храма в кирпичном решении.
РЕКЛАМА: Производство полиэтиленовых пакетов. Инновационные технологии и высокий уровень качества. Изготовление с логотипом на заказ. Смотрите подробнее здесь.
Многие проходя мимо римско-католического костела ошибочно причисляют его к постройкам готической архитектуры.
Но это, конечно не так. Если войти внутрь того костела, то первое, что бросится в глаза – это конечно же алтарь. Его внутреннее убранство было создано по рисункам В. Коперского. Алтарь представлял собой тройную ажурную арку, вырезанную из дерева. Ее опорой служили такие же искусно выполненные столбы.
К концу 1884 года строительство, в основном, было завершено. Оставались только «мелочи» — отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Но в целом, здание костёла было уже готово, и с 8 декабря 1884, когда храм освятили во имя Успения Матери Божией Марии, в нем совершилось богослужение. Окончательное обустройство храма завершилось только к концу 1890-х гг.
И вот, послушайте, каким стал к тому времени Польский костёл.
Главный алтарь был посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от него располагались боковые алтари, которые были сооружены в 1892. Правый — с изображением Святого Иосифа, а левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедру для проповедей, которая носит название «амвон», установили в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки: десять желтых, лакированных, с опорой для плеч; четыре простых скамейки. Органа, звуки которого всегда сопровождают католическое богослужение, в том иркутском костёле еще не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, которая была выписана в 1896 из Варшавы.
С тех самых пор Иркутск мог бы похвастаться тем, что обогатился уникальным сооружением, которое осталось бы в памяти у всех гостей, посетивших сибирский город. Польский костёл стал не просто духовным центром ссыльных поляков, но и архитектурным шедевром, обладающим художественными достоинствами.
С окончательным установлением советской власти в Иркутске для католического храма наступили не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, иркутские власти в 1921 году национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь.
Но иркутские католики не сидели, сложа руки. Они решили отстаивать свои права. Счастливые люди – эти иркутские поляки. В отличие от других религиозных диаспор, существовавших на территории бывшей Царской России, основу которых все-таки составляли православные, они могли вернуть и сохранить духовное и культурное наследие своего народа, ведь находились в особой ситуации.
Огромное число католического прихода Иркутска составляли поляки по происхождению, которые являлись выходцами из Бывшего Царства Польского. А ведь оно после Октябрьской революции получило полную независимость и входило в состав самостоятельного польского государства.
Бывшие подданные Российской империи оказались в двойственном положении. Проживая в Сибири, закрепившись здесь, они в то же время могли претендовать на особое к себе отношение, ведь являлись представителям другого государства. После неудачных военных действий с Польшей, было заключено в сентябре 1921 году Русско-Польского соглашение. Поляки-католики, проживавшие в Иркутске имели на руках конкретное положение этого соглашения и ст.7, п.З Русско-Польского мирного договора, которые гласили:
«Религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности, в России имеют право в пределах внутреннего законодательства пользоваться и приобретать движимые и недвижимые имущества, необходимые для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений».
Но даже это не спасло учесть Польского костела, лишь отодвинула срок оглашения приговора.
7 апреля 1938 года римско-католический костел был закрыт. Иркутская община католиков была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Здание храма не подверглось никаким внешним разрушениям, но изнутри было перестроено до неузнаваемости. Но одно радовало, что оно не было «отдано под склад», как это делалось с православными храмами. Наверное, это была жутка несправедливость, скажете вы. Но, что сделать. Россия – это ведь многонациональная страна. Пускай хоть в то тяжелое время хоть один народ не смог утратить навсегда свое достояние.
В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Необходимо было вернуть зданию первоначальный облик с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла хотели открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью даже осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Но позднее была оценена достойная храма. И в нем по замыслу местных властей решили разместить органный зал Иркутской областной филармонии.
После возрождения католической общины в Иркутске в 1991 году были предприняты попытки вернуть храм католикам. Но храм не был возвращён. В 1998 году городская администрация подписала окончательный отказ о возвращении церкви католической общине. Поэтому, после учреждения Святым Престолом епархии святого Иосифа в Иркутске был построен новый католический собор Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Находится он в Глазково (первый район г.Иркутска).
Но все-таки власти пошли на некоторые уступки. Сегодня в Польском костеле проводятся и религиозные службы, и светские концерты.
В Польше иркутский костёл внесён в список культурного польского наследия.