Польский костёл

просмотры 4006

Говорят, что стены помнят и хранят многое. Возможно они  — это сундуки, в которые помещены тайны  целых эпох, легенды целого народа.

В исторической части Иркутска находится римско-католический костел, который может рассказать сегодня рассказать одним своим видом всю историю  существования польского народа в Сибири.

Польский костёл Источник: www.greenmama.ru

Польский костёл Источник: www.greenmama.ru

Католический приход был основан в городе  Иркутск еще в 1820 году и включал в себя более 1400 прихожан. Львиную долю  из них составляли поляки, которые были сосланы  после восстания на родине в Сибирь. Вот поэтому, в народе Церковь Успения Девы Марии так часто называют Польским костелом.

Польский костёл Источник:http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

Польский костёл Источник:http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не пользовались  такой  известностью, как иезуиты. Но все-таки, им удалось  оставить заметный след в истории Иркутска.
Именно бернардины добились  разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.
Для строительства было необходимо место. Его католическая братия купила у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Костел строился исключительно на пожертвования прихожан.
Усадебное место было выбрано совсем недалеко  от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора.
Строительство Польского костёла завершилось  к концу 1825.

Костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже будет  возведен современный каменный костёл Успения Девы Марии. Церковь , к которой были пристроены с обеих сторон флигеля для  квартир священников, имела  квадратную фигуру. Площадь новостройки занимала 64 кв. саж. Фундамент под костёлом и кельями был каменный, а вот  стены деревянные. Они были  обиты досками. Портик главного фасада был выдержан в стиле классицизма.

Деревянный костел в Иркутске.  План и фасад. РГИА.

Деревянный костел в Иркутске.
План и фасад. РГИА. Источник:http://www.lib23.irk.ru/kostel.htm

Но, к сожалению, деревянное здание погибло в печально знаменитом иркутском пожаре 1879 года.
Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила глав местной католической общины к принятию решительных мер. Деятельность по собиранию средств на строительство нового храма развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал тогда в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.

Вид костела после частичной  перестройки в 1856 г

Вид костела после частичной
перестройки в 1856 г. Источник:http://www.lib23.irk.ru/kostel.htm

Архитектором нового здания костела был назначен известный иркутский архитектор Ю. Тамулевич. Мастер не стал придумывать что-то новое, а взял за основу стиль старого здания. Скажете вы, и что за архитектор такой, что ничего нового не придумал. Но Тамулевич задумал сделать новое здание польского храма в кирпичном решении.

РЕКЛАМА: Производство полиэтиленовых пакетов. Инновационные технологии и высокий уровень качества. Изготовление с логотипом на заказ. Смотрите подробнее здесь.

Проект каменного костела. Западный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Проект каменного костела. Западный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Многие проходя мимо римско-католического костела  ошибочно причисляют его к постройкам готической архитектуры.

Проект каменного костела. Южный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Проект каменного костела. Южный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Но это, конечно не так. Если войти внутрь того костела, то первое, что бросится в глаза – это конечно же алтарь. Его внутреннее убранство было создано по рисункам В. Коперского.  Алтарь представлял собой тройную ажурную арку, вырезанную из дерева. Ее опорой служили такие же искусно выполненные столбы.

Главный алтарь Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

Главный алтарь Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

К концу 1884 года строительство, в основном, было завершено. Оставались  только «мелочи» — отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Но в целом, здание костёла было уже готово, и с 8 декабря 1884, когда храм освятили во имя Успения Матери Божией Марии, в нем совершилось богослужение. Окончательное обустройство храма завершилось  только к концу 1890-х гг.

Филармонический зал Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

Филармонический зал Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

И вот, послушайте, каким стал к тому времени Польский костёл.
Главный алтарь был посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от него располагались боковые алтари, которые были сооружены в 1892. Правый — с изображением Святого Иосифа,  а левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедру для проповедей, которая носит название «амвон», установили  в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки: десять желтых, лакированных, с опорой для плеч; четыре простых скамейки. Органа, звуки которого всегда сопровождают католическое богослужение, в том иркутском костёле еще не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, которая была выписана в 1896 из Варшавы.
С тех самых пор Иркутск мог бы похвастаться тем, что обогатился уникальным сооружением, которое осталось бы в памяти у всех гостей, посетивших сибирский город. Польский костёл стал не просто духовным центром ссыльных поляков, но и архитектурным шедевром, обладающим художественными достоинствами.

Польский костёл Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

Польский костёл Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

С окончательным установлением советской власти в Иркутске для католического храма наступили не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, иркутские власти в 1921 году национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь.
Но иркутские католики не сидели, сложа руки. Они решили отстаивать свои права. Счастливые люди – эти иркутские поляки. В отличие от других религиозных диаспор, существовавших на территории бывшей Царской России, основу которых все-таки составляли православные, они могли вернуть и сохранить духовное и культурное наследие своего народа, ведь находились в особой ситуации.

Польский костёл Источник: сибирь-инфо.рф

Польский костёл Источник: сибирь-инфо.рф

Огромное число католического прихода Иркутска составляли поляки по происхождению, которые являлись выходцами из Бывшего Царства Польского. А ведь оно после Октябрьской революции получило полную независимость и входило в состав самостоятельного польского государства.
Бывшие подданные Российской империи оказались в двойственном положении. Проживая в Сибири, закрепившись здесь, они в то же время могли претендовать на особое к себе отношение, ведь являлись представителям другого государства. После неудачных военных действий с Польшей, было заключено в сентябре 1921 году Русско-Польского соглашение. Поляки-католики, проживавшие в Иркутске  имели на руках конкретное положение этого соглашения и ст.7, п.З Русско-Польского мирного договора, которые гласили:
«Религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности, в России имеют право в пределах внутреннего законодательства пользоваться и приобретать движимые и недвижимые имущества, необходимые для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений».
Но даже это не спасло учесть Польского костела, лишь отодвинула срок оглашения приговора.
7 апреля 1938 года римско-католический костел был закрыт. Иркутская община католиков была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Здание храма не подверглось никаким внешним разрушениям, но изнутри было перестроено до неузнаваемости. Но одно радовало, что оно не было «отдано под склад», как это делалось с православными храмами. Наверное, это была жутка несправедливость, скажете вы. Но, что сделать. Россия – это ведь многонациональная страна. Пускай хоть в то тяжелое время хоть один народ не смог утратить навсегда свое достояние.
В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Необходимо было вернуть зданию первоначальный облик с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла хотели открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью  даже осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Но позднее была оценена достойная храма. И в нем по замыслу местных властей решили разместить  органный зал Иркутской областной филармонии.

Органный зал иркутской филармонии

Органный зал иркутской филармонии Источник:http://www.lib23.irk.ru/kostel.htm

После возрождения католической общины в Иркутске в 1991 году были предприняты попытки вернуть храм католикам. Но храм не был возвращён. В 1998 году городская администрация подписала окончательный отказ о возвращении церкви католической общине. Поэтому, после учреждения Святым Престолом епархии святого Иосифа в Иркутске был построен новый католический собор Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Находится он в Глазково (первый район г.Иркутска).
Но все-таки власти пошли на некоторые уступки. Сегодня в Польском костеле проводятся и религиозные службы, и светские концерты.

Польский костёл Источник:fotki.yandex.ru

Польский костёл Источник:fotki.yandex.ru

В Польше иркутский костёл внесён в список культурного польского наследия.