Северный морской путь: перспективы – Это Сибирь!
Loading...
Про Сибирь

Северный морской путь: перспективы

Великая транспортная артерия Сибири — Транссибирская магистраль — строилась с 1891 по 1916 годы. В свое время это явилось уникальным транспортным сооружением. После постройки магистрали впервые можно было без использования паромов и переправ добраться от самой западной до самой восточной точки Евразии. Магистраль предоставила широкие возможности не только для пассажирских перевозок, но и для грузовых. Причем формирующими основной доход железной дороги являются именно грузоперевозки. Компания, имея Таможенный склад в ЕС, могла легко наладить перевозки из Японии.

Долгое время на Транссибе некоторые участки оставались неэлектрофицированными, что усложняло эксплуатацию, увеличивало расходы дорожных хозяйств на содержание парка локомотивов. Также это не позволяло эффективно увеличивать объемы грузоперевозки. Однако в 2002 году Транссиб стал полностью электрофицированным.

Транссибирская Магистраль, Омская область, Фото

Но, несмотря на то, что Трансссиб позволял долгое время перевозить грузы с Востока на Запад, он не являлся главной транспортной артерией Евразии. Основной поток груза приходился на Южный морской путь: через Юго-Восточную Азию, в обход Индии через Суэцкий канал. Протяженность маршрута составляет 23 000 км. И выбор именно морского пути был обусловлен некоторыми недостатками железнодорожных перевозок:

  • высокая стоимость услуг по перевозке
  • необходимости транспортировки из порта до железнодорожных путей
  • средняя грузоподъемность транспортной единицы 2400 тонн (40 вагонов по 60 тонн)

В тоже время Южный морской путь имеет весьма существенную протяженность, что значительно увеличивает сроки доставки грузов. Также безопасность при транспортировке морем существенно ниже, чем на железнодорожном транспорте.

Ввиду всех перечисленных причин в последнее время активно осваивается Северный морской путь, проходящий частично по морям Тихого океана и Северного Ледовитого океана. Протяженность от порта Иокогамы до Мурманска составляет 5770 морских миль, а через Суэцкий канал 12840 миль.

На данный момент Северный морской путь обслуживается атомный ледокольным флотом для обеспечения круглогодичного курсирования транспортных судов. Основными компаниями, использующими эту транспортную артерию, являются Норникель, Лукойл, Газпром, Росатом.

Атомный ледокол Ямал, обслуживающий Северный морской путь

С каждым годом грузопоток по этому транспортному пути возрастает, что приводит к развитию инфраструктуры, привлечению новых, в том числе иностранных заказчиков.

Объемы перевозок по годам, тыс. тонн