Сибирские железнодорожники фронту: История, Факты – Это Сибирь!
Loading...

Сибирские железнодорожники фронту: История, Факты

Страна вздрогнула после объявления о начале войны. Привычная спокойная мирная жизнь подошла к концу. На всех крупных станция Западно-Сибирской магистрали прошли митинги. Во второй день войны на митинге в паровозном депо «Инская» три сотни человек изъявило добровольное желание отправиться на фронт под флаг и знамя Красной Армии.

В те года Западно-Сибирская железная дорога состояла из Томской и Омской магистралей. Труженики этих дорог мгновенно перестроили свою работу. Магистраль заработала в интересах обороны страны.

Сибирякам-железнодорожникам приходилось перевозить войска и снаряжение на запад, принимать большой поток эвакуируемых на восток людей и оборудования.  Осень и зима первого года Великой Отечественной войны была очень тяжелой для Западно-Сибирской магистрали. выгрузка на Омском и Новосибирском узлах возросла втрое, а  на Барнаульском, Томском и  Новокузнецком узлах — в полтора-два раза.

Знаменитой лунинское движение возникло на Томской железной дороге.

Н. А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов.

Лунинцами были три четверти паровозных бригад Томской магистрали. Им удалось  сэкномить за 11 месяцев 1,5 млн рублей.

В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских железных дорогах уже трудилось более 1400 лунинских бригад.

Трудились не покладая рук. А все ради одного дня…

Многие депо отказались от централизованного снабжения деталями и дефицитными материалами. Прямом в самих депо строились чугунолитейные и меднолитейные цехи, небольшие прокатные установки.

В первые годы кровопролитной войны на Омской дороге было  внедрено в производство более 400 рационализаторских предложений, экономический эффект которых составлял свыше 1,5 млн рублей.

Донбасс в годы войны был оккупирован немцами. Поэтому, кузбасский уголь пользовался огромным спросом. Специально для этого организовывали кольцевые маршруты. По ним перевозили уголь и кокс. На железнодорожных станциях создавались добровольные дружины по отгрузке угля, а также очистке вагонов.  На магистралях даже появились бригады «общественных грузчиков». Трудились родители и их дети. Так, например, на Томской железной дороге в апреле 1942 года силами 2 тысяч железнодорожников и членов их семей, которые были объединены в общественные бригады, было погружено и выгружено более 6 тысяч вагонов,  обработано на складах около 22 тыс. тонн грузов.

Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru
Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru

Передовиками производства становились рабочие вагонных депо «Новосибирск», «Омск», «Тайга», «Инская».

Примерно треть  железнодорожников Западно-Сибирской магистрали находились на фронтах, часть работала на прифронтовых дорогах.

В 1942 году с Томской дороги в мостовосстановительные поезда и особые паровозные колонны было направлено около 1800 человек.  А заменяли их женщины и подростки. Вы только можете себе представить, что  тяжелыми  составами на мощных паровозах ФД управляли женщины-машинисты, пенсионеры? Вот какая была воля к победе!

В 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства звание Героя Социалистического Труда получили  машинист депо «Новосибирск» Н. А. Лунин, машинист депо «Омск» Н. Ф. Полякову и мастеру депо «Тайга» И. Г. Сафронов .

Но кроме организации перевозок, железнодорожники  Сибири получали оборонные заказы для фронта. Исключительно в трех  сибирских депо – «Инская», «Тайга», «Промышленная» — выпускали до ста наименований изделий для фронта. Это были и  минометы, и боеголовки для снарядов,  и финские ножи и многое-многое другое.

Но в книги Великой победы есть особая страница, которая опять же досталась работникам Западно-Сибирской  железной дороги. Наверное, многие догадались,  строительство бронепоездов – еще одна заслуга сибиряков.

Самыми первыми начали строить бронепоезда  тайгинцы. Меньше чем за год в эксплуатацию был введен бронепоезд «Лунинец».  В апреле 1942 года машинистом П. Хурсик боевая машина была отправлена на фронт.  Боевое крещение  экипаж  «Лунинца» принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года.  В  Тайге построили еще один бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», эстафету подхватили и в Новосибирске.  Там был построен бронепоезд «Советская Сибирь». Произведения героев труда – сибирских железнодорожников стали грозой врага. Эти бронепоезда совершили 1500 огневых налетов на позиции немцев. Экипажами было уничтожено 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров Вермахта.

Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru
Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru

Омские железнодорожники также не отставали. В начале 1942 года омичами был выпущен первый бронепоезд «Омский железнодорожник». Вместе с бронепоездом «Сибиряк-барабинец»  отправился на фронт и омский. Летом из Петропавловска убыли еще два бронепоезда — «Киров» и «Североказахстанец». Седьмой бронепоезд  с символичным названием «Победа» отправился на места боев  осенью 1942 года. Построили его железнодорожники Ишима.  Но на этом сибиряки не думали останавливаться..

С огромным восторгом фронтовики встретили два поезда-бани, которые были отправлены им омичами в 1942 году. Всего сибиряками  на двух дорогах было построено 11 бронепоездов. И это настоящий подвиг! Люди, живущие в Сибири, там, где не было войны, работали и трудились на благо тех, кто гнал захватчиков с русских земель.  Наверное, в своих записках немецкие генералы проклинали наши бронепоезда. А сибирские железнодорожники сражались за каждую победу сутками у станков, чтобы создавать эти боевые машины.

Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru
Железные дороги Великой Отечественной Войны источник: rzd.ru

Сибиряки-железнодорожники внесли огромный вклад в Победу.

За боевые подвиги 20 работников Омской и Томской железных дорог были  удостоены звания Героя Советского Союза, а четверо стали полными кавалерами ордена Славы. Тысячи воинов и тружеников тыла, приближавших победу на своих рабочих местах, награждены орденами и медалями.

Знай наших!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *