Страна вздрогнула после объявления о начале войны. Привычная спокойная мирная жизнь подошла к концу. На всех крупных станция Западно-Сибирской магистрали прошли митинги. Во второй день войны на митинге в паровозном депо «Инская» три сотни человек изъявило добровольное желание отправиться на фронт под флаг и знамя Красной Армии.
В те года Западно-Сибирская железная дорога состояла из Томской и Омской магистралей. Труженики этих дорог мгновенно перестроили свою работу. Магистраль заработала в интересах обороны страны.
Сибирякам-железнодорожникам приходилось перевозить войска и снаряжение на запад, принимать большой поток эвакуируемых на восток людей и оборудования. Осень и зима первого года Великой Отечественной войны была очень тяжелой для Западно-Сибирской магистрали. выгрузка на Омском и Новосибирском узлах возросла втрое, а на Барнаульском, Томском и Новокузнецком узлах — в полтора-два раза.
Знаменитой лунинское движение возникло на Томской железной дороге.
Н. А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов.
Лунинцами были три четверти паровозных бригад Томской магистрали. Им удалось сэкномить за 11 месяцев 1,5 млн рублей.
В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских железных дорогах уже трудилось более 1400 лунинских бригад.
Трудились не покладая рук. А все ради одного дня…
Многие депо отказались от централизованного снабжения деталями и дефицитными материалами. Прямом в самих депо строились чугунолитейные и меднолитейные цехи, небольшие прокатные установки.
В первые годы кровопролитной войны на Омской дороге было внедрено в производство более 400 рационализаторских предложений, экономический эффект которых составлял свыше 1,5 млн рублей.
Донбасс в годы войны был оккупирован немцами. Поэтому, кузбасский уголь пользовался огромным спросом. Специально для этого организовывали кольцевые маршруты. По ним перевозили уголь и кокс. На железнодорожных станциях создавались добровольные дружины по отгрузке угля, а также очистке вагонов. На магистралях даже появились бригады «общественных грузчиков». Трудились родители и их дети. Так, например, на Томской железной дороге в апреле 1942 года силами 2 тысяч железнодорожников и членов их семей, которые были объединены в общественные бригады, было погружено и выгружено более 6 тысяч вагонов, обработано на складах около 22 тыс. тонн грузов.
Передовиками производства становились рабочие вагонных депо «Новосибирск», «Омск», «Тайга», «Инская».
Примерно треть железнодорожников Западно-Сибирской магистрали находились на фронтах, часть работала на прифронтовых дорогах.
В 1942 году с Томской дороги в мостовосстановительные поезда и особые паровозные колонны было направлено около 1800 человек. А заменяли их женщины и подростки. Вы только можете себе представить, что тяжелыми составами на мощных паровозах ФД управляли женщины-машинисты, пенсионеры? Вот какая была воля к победе!
В 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства звание Героя Социалистического Труда получили машинист депо «Новосибирск» Н. А. Лунин, машинист депо «Омск» Н. Ф. Полякову и мастеру депо «Тайга» И. Г. Сафронов .
Но кроме организации перевозок, железнодорожники Сибири получали оборонные заказы для фронта. Исключительно в трех сибирских депо – «Инская», «Тайга», «Промышленная» — выпускали до ста наименований изделий для фронта. Это были и минометы, и боеголовки для снарядов, и финские ножи и многое-многое другое.
Но в книги Великой победы есть особая страница, которая опять же досталась работникам Западно-Сибирской железной дороги. Наверное, многие догадались, строительство бронепоездов – еще одна заслуга сибиряков.
Самыми первыми начали строить бронепоезда тайгинцы. Меньше чем за год в эксплуатацию был введен бронепоезд «Лунинец». В апреле 1942 года машинистом П. Хурсик боевая машина была отправлена на фронт. Боевое крещение экипаж «Лунинца» принял на участке Касторная — Елец в июле 1942 года. В Тайге построили еще один бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», эстафету подхватили и в Новосибирске. Там был построен бронепоезд «Советская Сибирь». Произведения героев труда – сибирских железнодорожников стали грозой врага. Эти бронепоезда совершили 1500 огневых налетов на позиции немцев. Экипажами было уничтожено 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров Вермахта.
Омские железнодорожники также не отставали. В начале 1942 года омичами был выпущен первый бронепоезд «Омский железнодорожник». Вместе с бронепоездом «Сибиряк-барабинец» отправился на фронт и омский. Летом из Петропавловска убыли еще два бронепоезда — «Киров» и «Североказахстанец». Седьмой бронепоезд с символичным названием «Победа» отправился на места боев осенью 1942 года. Построили его железнодорожники Ишима. Но на этом сибиряки не думали останавливаться..
С огромным восторгом фронтовики встретили два поезда-бани, которые были отправлены им омичами в 1942 году. Всего сибиряками на двух дорогах было построено 11 бронепоездов. И это настоящий подвиг! Люди, живущие в Сибири, там, где не было войны, работали и трудились на благо тех, кто гнал захватчиков с русских земель. Наверное, в своих записках немецкие генералы проклинали наши бронепоезда. А сибирские железнодорожники сражались за каждую победу сутками у станков, чтобы создавать эти боевые машины.
Сибиряки-железнодорожники внесли огромный вклад в Победу.
За боевые подвиги 20 работников Омской и Томской железных дорог были удостоены звания Героя Советского Союза, а четверо стали полными кавалерами ордена Славы. Тысячи воинов и тружеников тыла, приближавших победу на своих рабочих местах, награждены орденами и медалями.
Знай наших!