"Выжиматели" ветров: что это, и почему ими перестали пользоваться – Это Сибирь!
Loading...
Статьи

«Выжиматели» ветров: что это, и почему ими перестали пользоваться

Парусные корабли в своё время были не только настоящими гигантами, но и рекордсменами по грузоподъёмности. Они были прозваны «выжимателями ветра». Однако, на смену парусникам (винджаммерам) пришли пароходы. Как это происходило? И остались ли «выжиматели ветра» на плаву в наши дни?

Всё изменилось с появлением Суэцкого канала

Когда в 1869 году был открыт Суэцкий канал, данное событие стало по-настоящему грандиозным в пределах всей планеты. Дело в том, что некогда долгий путь из Бомбея в Лондон стал занимать всего две недели. В первую очередь это было весьма выгодно торговцам. И на этом фоне произошло ещё одно важное изменение – предпочтение в перевозках грузов стали отдавать пароходам. Владельцам парусных судов пришлось испытывать большие убытки. Хотя о полной их замене речи не шло. Ведь без гигантских парусников невозможно было обойтись. В некоторых ситуациях на трансатлантических океанических торговых маршрутах они были незаменимыми.

Титаны грузоперевозок

О парусных кораблях (винджаммерах) известно, что эти гиганты имели длину корпуса до 150 метров и 4-7 мачт. В своих трюмах такие титаны способны были перевозить до 4 тысяч тонн груза. Была высока рентабельность данных перевозок. Поэтому спрос на услуги таких кораблей был высок. По некоторым данным, их было выпущено до 3,5 тысяч за 50 лет существования. Однако, стоит заметить, что владельцев «выжимателей ветра» беспокоили лишь барыши. Благополучие экипажа в такой атмосфере уходило на второй план. А поэтому, чтобы экономить на оплате персоналу, на корабли брали неопытных матросов и романтиков, готовых работать за еду. В результате это нередко оборачивалось трагично для самих искателей приключений. Дело в том, что без опыта и мастерства в таком деле не обойтись. Не имея его, многие новички погибали прямо на палубе при неумелом использовании такелажного приспособления. Но в погоне за прибылью владельцев парусных кораблей это волновало меньше всего.
Барк «Пруссия». Источник фото: https://pbs.twimg.com/
О грузах, перевозимых винджаммерами, известно, что это были драгметаллы, дорогостоящие предметы мебели и инструменты. В отличие от пароходов, парусные корабли могли доставить их без повреждений. К ценным грузам также относились и пряности, экзотические фрукты, чай, рис. На парусниках также перевозили селитру из птичьего гуано из Чили. Данные элементы были необходимы для изготовления пороха и взрывчатых веществ.

Закат эпохи парусных кораблей

Прибыль владельцев парусных кораблей упала до нуля после того, когда в Чили стало мало селитры. А после того, как началась первая мировая война, дела стали ещё хуже. Немцы потопили много винджаммеров, а также немало захватили в виде трофеев, используя их в собственных целях.
Окончательно «выжиматели ветра» ушли в прошлое по причине того, что уступили место судам нового поколения. Лишь некоторые сохранились до наших дней. И лишь два судна – «Крузенштерн» и «Седов» до сих пор выходят в море. Для курсантов торгового флота они служат живым пособием.
Парусный корабль «Крузенштерн». Источник фото: https://static.tildacdn.com/