История создания Кругобайкальской железной дороги – Это Сибирь!
Loading...
БайкалПро Сибирь

История создания Кругобайкальской железной дороги

Кругобайкальской железной дорогой называют линию, огибающую южную оконечность Байкала от станции Порт Байкал до станции Мысовая. Стоит отметить, что западная часть КБЖД от истока Ангары до Слюдянки выведена из транзитного движения. А восточная её часть остаётся магистральной в составе Транссиба. Этот короткий участок пути до революции называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Пряжкой дорога была названа потому, что соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль. А так, как по стоимости работ Кругобайкалка превзошла все существующие дороги в России, её назвали золотой. На примере одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока, стоимость которого составила 93 тысячи рублей, можно видеть, что стоимость одного километра КБЖД составила примерно 130 тысяч рублей. Уникальность этой дороги ещё и в её облике, сочетающем в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.

Маршрут Кругобайкальской железной дороги, 1916 г.
Маршрут Кругобайкальской железной дороги, 1916 г.

Кругобайкальская железная дорога построена в начале 20 – го веку между портом Байкал и посёлком Култук на юго – западном побережье озера Байкал. Её протяженность составила 84 километра. Построено было на этом участке 424 инженерных сооружения, среди них и 39 тоннелей. Среди железных дорог России данный участок не имел себе равных по объёму сложности и стоимости работ. Также и сроки строительства этого сложного и масштабного проекта были беспрецедентными. На строительство железнодорожного пути по берегу Байкала ушло 2 года и 3 месяца. А в связи с началом военных действий на Дальнем Востоке, строительство было завершено почти на целый год раньше намеченного срока. Рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге началось 30 сентября 1904 года, а постоянное движение было открыто 15 октября 1905 года.

Постройка Кругобайкальской железной дороги
Постройка Кругобайкальской железной дороги
140-й км. Металлический мост через речку Большая Крутая Губа
140-й км. Металлический мост через речку Большая Крутая Губа

Кругобайкальская железная дорога стала историческим памятником. Это отражение героического периода строительства Транссиба. К тому же, уникальная дорога ещё и туристский объект, куда ежегодно стремятся множество отечественных и зарубежных туристов. Ещё Кругобайкальскую железную дорогу называют архитектурно – ландшафтным заповедником, потому что на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано множество уникальных и чрезвычайно живописных инженерных сооружений.