А вы знали, что на самом деле существует в нашей стране «Мертвая дорога»?
С таким названием в историю нашего государства вошла заброшенная железная дорога Салехард-Игарка
Мертвая дорога растянулась на сотни километров по арктической тундре. Считается, что эта заброшенная «железка» является одной из самых загадочных сталинских строек. Именно здесь обрела свой буквальный смысл самая страшная фраза, которая родилась еще при строительстве Печорской магистрали. А звучит она так: «человек под каждой шпалой». Но зачем понадобилось осваивать эту холодную и арктическую землю?! Причины строительства железной дороги были следующими: экономическая — это освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми, и самая главная причина — военно-стратегическая — защита Арктического побережья.
РЕКЛАМА: Компания «УралКомплектСевер» — крупный поставщик металлических изделий, Метизы Екатеринбург. С ассортиментом изготавливаемой продукции знакомьтесь на сайте.
После победы в Великой Отечественной войне, руководство страны и И.В. Сталин четко осознавали и понимали уязвимость стратегической трассы — Северного морского пути. Его главными портами являлись Мурманск и Архангельск, которые располагались слишком близко к западным рубежам СССР. Случись новая война, сообщение по этому пути могло быть легко парализовано врагом, либо захвачено. Тогда было принято решение о создании нового порта в Обской губе, в районе Мыса Каменного, а также соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей железнодорожной линией Котлас-Воркута.
Но после смерти Сталина грандиозные начинания были прекращены. Ученые, историки и экономисты считают, что решение бросить строительство на такой степени готовности было ошибочным. Убытки в бюджете были бы гораздо меньшими, если бы железная дорога была построена. Однако, при заброске строительства их оказалось гораздо больше. Не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля, которые в дальнейшем смогли бы погасить материальные долги. На строительство дороги было затрачено несколько миллиардов рублей, а на ликвидацию только в 1953 году — 78 миллионов. Огромное количество материальных ценностей вывезти не удалось. Это невозможно было сделать из-за удаленности от населенных пунктов, а также отсутствия транспорта. На месте строительства остались паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки, но главное — тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается подсчету. В настоящий момент рассматривается вопрос о восстановлении участка Надым-Салехард.
Вот чего стоило принять неправильное решение.