Почему советская подводная лодка оказалась в степи за тысячи км от моря? – Это Сибирь!
Loading...
Статьи

Почему советская подводная лодка оказалась в степи за тысячи км от моря?

Уникальным событием 18 лет назад стало перемещение подводной лодки по суше на расстояние около 5 километров. Такую необычную операцию проделали в Тольятти. Откуда там взялась подводная лодка? И чем была вызвана необходимость данного перемещения?

История дизельной подводной лодки Б – 307

Осенью 1980-го года на судоремонтном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (Горьком) была спущена на воду советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641 Б «Сом». В декабре того же года она заступила на боевое дежурство. Субмарина была на службе в составе Северного флота. За это время она побывала во многих морях – от Баренцева до Средиземного.
На средний ремонт у причалов Кронштадтского морского завода лодка встала в середине 1990-х годов. Однако, плановый ремонт подводной лодки в сложные «девяностые» вместо двух лет продолжался на протяжение целых пяти лет. И за этот срок субмарина была отремонтирована на 90% от боевой готовности. После этого её вывели из состава ВМФ. В дальнейшем подводная лодка должна была подвергнуться утилизации.
В это время руководством ОАО «АВТОВАЗ» было принято решение о создании Технического музея. А в качестве экспоната там планировалось поставить настоящую подводную лодку. Поэтому последовало обращение к командованию ВМФ России с просьбой передать музею списанный корабль. Данную просьбу удовлетворили.
Для подготовки к переоборудованию в музей Б-307 поставили в док «Трёх эсминцев» в конце мая 2003 года. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Перед этим были усилены меры безопасности: лодку загерметизировали, освободили от лишнего балласта, установили понтоны. Субмарину провели караваном из двух буксиров Ладожским, Онежским и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо Нижнего Новгорода в Тольятти. Более 2200 километров составил переход.

Сухопутный путь в музей

Уникальным и сложным по инженерному решению стал сухопутный путь субмарины к музею. Чтобы подводную лодку перемещать по суше, изготовили настил (так называемую «лыжу» длиной 91 метр с кильблоками, которые с точностью повторяли контуры лодки). Для того, чтобы установить лодку на «лыжу», потребовалось дноуглубление реки Волги в районе выхода судна на берег. Для плавного выхода лодки на сушу был уменьшен уклон береговой зоны. Ширина спланированной трассы составила 36 метров, а длина – 4,5 километров.
На сушу лодку вытащили осенью 2004 года. А в музей по специально созданной дороге длиной 4,5 километров её доставили зимой 2005 года.
Подводная лодка в музее. Источник фото: http://safe-rgs.ru/