Зарплаты каторжан в пересчете на современные деньги. Будни рабочих Транссибирской магистрали – Это Сибирь!
Loading...
История СибириПро Сибирь

Зарплаты каторжан в пересчете на современные деньги. Будни рабочих Транссибирской магистрали

Транссибирская магистраль стала железной дорогой, не имеющей равных себе даже спустя 100 лет. Её назвали «золотой пряжкой» железных дорог Российской империи. Известно, что для осуществления грандиозного строительства царское правительство выделило 1,5 миллиарда золотых рублей. Александр третий стремился обеспечить связь Сибири с другими частями империи, способствуя тем самым развитию данного края.
Освоение Сибири велось при непосредственном использовании труда каторжан. Доставляли их в суровый необжитой край из тюрем Центральной России. Ссыльных доставляли в Забайкалье и на Дальний Восток.
Условия труда и быта каторжан

Окрестности Хабаровска. Перекличка ссыльных каторжан. Лагерь арестантов. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896.

Окрестности Хабаровска. Перекличка ссыльных каторжан. Лагерь арестантов. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896.
При строительстве Транссибирской магистрали каторжане выполняли самую трудную работу. На скалистых участках дороги им приходилось прокладывать пути. А такая работа была под силу только самым крепким и выносливым. При этом на 200 – 300 рабочих приходилось от 8 – до 13 надзирателей. Для поддержания нормального физического состояния осуждённым выдавалось питание, соответствующее норме потребления калорий для тяжелого физического труда, что равнялось 3900 – 4300 калориям в день. Ежедневно кроме обеда и ужина было два перерыва на чай. Для ссыльных был общий котёл. Обедали они на месте работы, а ужинали, возвращаясь на ночлег.

Трапеза. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896.

Трапеза. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896.
В меню каторжан ежедневно были такие продукты, как мясо (410 грамм), 205 г. овощей, 100г. крупы, 21 г сала. Хлебная норма в день составляла 1228,5 грамм, а в холодный период – 1638 грамм.
Зимой ссыльные каторжане жили в деревянных бараках, а летом в палатках. Также на территории лагеря находились домики для охраны, сторожевые вышки, столовые и бани.

Жилище каторжан внутри. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 .

Жилище каторжан внутри. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 .

Жилище каторжан снаружи. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 .

Жилище каторжан снаружи. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 .
Для прокладки путей при строительстве Транссибирской магистрали ссыльные рабочие рубили деревья, корчевали пни, долбили грунт, делали насыпи и мосты. Норма выработки грунта для ссыльного рабочего составляла примерно 3 кубических метра грунта. За каждые 9 кубических метров ссыльному рабочему выплачивали по 2 рубля 30 копеек. Справляющийся с нормой, рабочий получал в день по 2,6 рубля. В месяц самый наибольший заработок был равен 50 рублям. А сумма наименьшего составляла примерно 7 рублей. И если рубль в 1894 – 1896 годах в России приравнивали к 18 граммам серебра, то в наши дни стоимость 1 грамма равна примерно 38 рублям. Получается, что 50 рублей того времени в переводе на наши деньги равны 35 100 рублям. А самая маленькая зарплата ссыльного составляла примерно 4914 рублей. Продолжительность рабочего времени ссыльных каторжан с вычетом двух часов на обед и перерывов на утренний и вечерний чай составляла 10 часов в день. При этом заработная плата за очень тяжелый труд была равна 35 100 рублям в перерасчёте на наши деньги.