Зимники называют главными артериями севера. Благодаря им поддерживается сообщение на огромных территориях, которые лежат вне дорог. Много северных посёлков соединены с материком только зимниками. К примеру, в Якутии ежегодно прокладывается почти семь тысяч километров зимников. Причём 80% необходимых грузов в Якутии перевозится по зимникам.
Доставку грузов по зимнику можно сравнить с опасным приключением. В данном случае воедино собраны такие негативные факторы как капризы погоды, мороз, удалённость от цивилизации. В представлении многих зимники являются утрамбованными дорогами. Но на самом деле всё гораздо сложнее. Для зимников предусмотрены нормативы и классификации, согласно которым они бывают сухопутными или ледяными переправами. Зимники могут быть просто ледовыми, обычными с продлённым сроком эксплуатации. Они могут быть как ежегодными, так и временными.
Нередко зимники сравнивают с дорогой жизни и смерти. Благодаря их наличию, в населённые пункты на Крайнем Севере доставляют топливо, продукты, а также всё самое необходимое. Отдельно стоит отметить, что очень сложна и опасна работа дальнобойщиков на зимнике. Порой им приходится по нескольку месяцев жить на зимнике, чтобы вызволить из ледяного плена свой автомобиль.
Прокладывают зимники по тундре, болотам, редколесью и рекам. Хотя зимники, проходящие по рекам самые удобные, но они же и самые опасные. Связано это с тем, что на застывших реках могут встречаться пустоты, наледи и провалы. Трудно передвигаться и по разбитым таёжным зимникам. Препятствием становятся большое количество кочек. Поэтому на таких зимниках за день водители проходят очень небольшое расстояние.
На зимниках имеются указатели и дорожные знаки. Среди северных регионов, где распространены зимники – Архангельская область, ЯНАО, регионы Байкала, Амур, Якутия и Чукотка. Самый длинный зимник находится в ЯНАО. Его протяженность примерно 300 километров.